Байдарские ворота: описание, интересные факты, как добраться. Перевал байдарские ворота Байдарские ворота в крыму адрес

Горная Таврида знаменита множеством интересных мест, которые стараются посетить путешественники, приезжающие на отдых. Среди них – как , так и рукотворные достопримечательности. Бывают и такие особые случаи, когда соединяется «два в одном» — природную красоту дополняют человеческие руки. Одно из таких мест – Байдарские ворота в Крыму.

Где находится перевал в Крыму?

Байдарские ворота – это и своеобразный перевал между горами Чху-Баир и Челби, и одновременно отмечающее высшую его точку строение в виде монументальной арки. Они ведут из к морскому побережью, являя собой своеобразный «парадный вход» Южного Крыма. По нему проходит старая трасса «Севастополь – Ялта».

Байдарские ворота на карте Крыма

Открыть карту

Из истории появления достопримечательности

С высоты Байдарского перевала (около полукилометра над уровнем моря) открываются неповторимые виды. Заметила это еще Екатерина II, когда проезжала тут во время своей поездки в Крым в 1787 г. Естественно, тогда никаких строений здесь еще не было. Арку ворот соорудили в 1848 г. Инициатором строительства стал тогдашний губернатор Новороссии М.С. Воронцов. Для создания проекта и руководства работами был привлечен известный в то время архитектор, застройщик Ялты К.И. Эшлиман. Архитекторское решение реализовывало концепцию «парадного подъезда» на полуострове.

Многие из тех, кто проезжал здесь, и раньше останавливались, чтобы отдохнуть и полюбоваться видами. Появление же ворот сделало эту тенденцию всеобщей. Сюда прибывали творческие личности, чтобы найти источник вдохновения. Оставили свои записи о впечатлениях от посещения перевала Байдарские ворота А. Мицкевич, А.К. Толстой, Л. Украинка, И.А. Бунин, В.В. Маяковский и др. культурные деятели.

Перевал и арка на нем – не только красивейшее место, но и важный стратегический объект, что доказали события ноября 1941 г., когда здесь держали оборону советские пограничники под командованием легендарного для крымчан А.С. Терлецкого. На целые сутки им удалось удержать массированное наступление гитлеровских войск, дав возможность основным частям отойти в . Из отряда в живых осталось лишь 6 человек (включая командира), но зато военная история внесла в анналы Вторую севастопольскую оборону, сыгравшую огромную роль в остановке гитлеровской «молниеносной войны». Ныне здешняя трасса имеет меньшее значение, чем в прошлом (появились и другие), но ее туристическое значение сохранилось.

Байдарские ворота: Форос с птичьего полета

На перевал приезжают посмотреть само строение и, конечно же, насладиться видами. Ворота представляют собой массивный порт из известняка на сложно вырезанном карнизе. В одной из двух массивных тумб устроено довольно обширное (30 кв. м) помещение – ранее тут располагалась дорожная служба, а затем почта и телеграф. Украшением служат две полуколонны. Вся конструкция имеет весьма представительный облик.

Ранее все движение тут проходило сквозь ворота. Ныне так проезжают только те, кто едет в направлении моря, обратно же – по полосе рядом. Причина чисто техническая – ширина пролета рассчитывалась на габариты и скорость движения подвод и карет, а не автомобилей.
Одно время на перевале работали две гостиницы. Сейчас их нет – туристов ожидают лишь стоянка, смотровая площадка и ресторан. Но сюда и не едут слишком надолго. Посещение достопримечательности – возможность насладиться уникальными по красоте пейзажами и сделать фото. Байдарские ворота в Крыму дают возможность увидеть Форос и Севастополь с высоты птичьего полета. Особенно хорошо видна отсюда знаменитая .

Можно заметить здесь и резкую смену климата – горы закрывают Южный берег от холодных северных ветров и одновременно центральную часть полуострова от влажного ветра с моря. Туристам, прибывшим собственным транспортом, не следует ожидать мгновенной парковки, а тем, кто приехал на автобусе, осторожнее из него выходить. Байдарские ворота – очень популярное место, поэтому сложности с правильной остановкой транспорта здесь не редкость.

Как добраться (доехать)?

Добраться до Байдарских ворот проще всего из Ялты либо Севастополя. Садитесь на автобус в автовокзале любого из двух городов, следующий в направлении . Выйти можно как в самом курортном поселке, откуда до достопримечательности недалеко, так и непосредственно на месте – говорите об этом водителю общественного транспорта.

На машине доехать до Байдарских ворот из Севастополя можно так:

Открыть карту


Из Ялты на автомобиле придется преодолеть такой маршрут:

Байдарские ворота

Байдарские ворота или Байдарский перевал, представляет собой один из красивейших перевалов горного Крыма, который проложен через главную гряду Крымских гор, а также, который ведет из очень красивой Байдарской долины, которую также называют крымской Швейцарией на Южный Берег Крыма. Следует отметить, что перевал Байдарские ворота или, как еще его называют Байдарский перевал, располагается между горой Челеби (657 метров над уровнем моря) на западе, а также Чху-Баир (705 метров над уровнем) на востоке.

Высота данного перевала составляет не так уж много - 503 метра над уровнем моря. Этот перевал является на самом деле очень живописным. Через Байдарский перевал проходит очень старое автомобильное шоссе по направлению Ялта - Севастополь, которое строилось на протяжении больше десяти лет, начиная с 1837 года по 1848 год по инициативе знаменитого графа Михаила Семеновича Воронцова.

На перевале установлены ворота, которые получили название Байдарские ворота. Каменная арка этих ворот была возведена в далеком 1848 году, после самого окончания строительства самой дороги. Внизу перед туристами открывается просто великолепный вид на открытое море, а также небольшую площадку, на которой расположена построенная еще в византийском стиле на очень отвесной и обрывистой Красной скале в 1892 году знаменитая Форосская церковь. Байдарские ворота представляют собой настоящий памятник архитектуры, который был сооружен по проекту знаменитого в те годы ялтинского архитектора, по имени Карл Иванович Эшлиман, в честь окончания возведения шоссе Ялта - Севастополь.

Ворота-пропилеи имеют вид весьма массивного портика, состоящего из блоков местного известняка, а также со сложным карнизом, которые имеют фланкируемые полуколонны и перекрытые антаблементом. Кроме того, справа и слева от этих ворот по направлению к портику мы можем наблюдать примыкающие прямоугольные тумбы, которые изготовлены из того же самого материала, которые придают им монументальность классического образца всего сооружения. В правой тумбе Байдарских ворот можно наблюдать небольшой помещение (примерно тридцать квадратных метров). К двум смотровым площадкам, которые находятся в самой верхней части пропилеев ворот, ведет красивый лестничный марш.

С этих двух обозревательных площадок открывается великолепный вид на курортный поселок Форос, а также панорама на Байдарскую долину. До начала 1917 года, а также и в двадцатые - тридцатые годы двадцатого века, рядом с Байдарскими воротами располагались две гостиницы. Первая гостиница размещалась слева от ворот, а вторая находилась за Байдарскими воротами, справа над самим обрывом отвесной скалы. Примечательным фактом является также то, что именно в районе Байдарских ворот располагалась почтовая станция, которая имела комнату для всех проезжающих, а слева от этих ворот был возведен отдельный павильон-ресторан.

В наши дни у Байдарских ворот размещается известный многим туристам ресторан восточной кухни «Шалаш». Обойдя ворота и сделав шаг по направлению к ограждению этой каменной площадки, создается впечатление того, что вы словно невольно начинаете парить в воздухе над морем. Байдарские ворота сегодня представляют собой довольно необычное и даже мрачноватое сооружение, которое располагается на Байдарском перевале, высота которого составляет всего пятьсот двадцать пять метров над уровнем моря. К такой своеобразной впечатляющей архитектурной достопримечательности вы можете подняться от курортного Фороса по новой автомагистрали, а также по живописному старому Севастопольскому шоссе, проезжая знаменитую церковь Воскресения Христова, стоящую на Красной скале.

Сама красивая и довольно высокая арка Байдарских ворот была возведена в 1848 году по проекту архитектора из Ялты Эшлимана и сразу стала пользоваться популярностью у всех проезжающих через нее, как некая этапная точка определенного пути. В те далекие времена, путешественники, передвигаясь на лошадях, не всегда успевали в светлое время суток попасть из Севастополя в Ялту. Поэтому тут была построена гостиницы и почтовая станция. На крыше Байдарских ворот имеется обзорная видовая площадка, откуда открывается великолепный вид на панораму окрестностей. Сегодня по старому шоссе проезжают туристы для того, чтобы осмотреть две главные достопримечательности этих мест – Байдарскую долину и Форосский храм.

Если в наши дни Байдарские ворота представляют собой исключительно символический вход на Южный Берег Крыма, то в конце девятнадцатого века в этой арке были возведены настоящие ворота, которые могли закрываться в целях личной безопасности всех путешественников в темное время суток, а также в непогоду. В те времена на дорогах, особенно на крупных маршрутах активно действовали разбойники, которые нападали на странников, поэтому путешествовали всегда колоннами или же в сопровождении. Нужно отметить, что в годы войны, в частности в самые первые дни Второй Мировой, перевал Байдарские ворота имел стратегическое значения. Этот вход гитлеровцы планировали подорвать, чтобы прорваться в Севастополь.

Но, к счастью коварным планам гитлеровцев так и не суждено было осуществиться. Поэтому этот перевал и сами ворота являются исторической редкостью, которые повидали за все время своего существования многое и частицу этого они демонстрируют нам. Байдарские ворота напоминают нам о тех славных царских временах в Крыму, когда возводились и сооружались помпезные южнобережные дворцы и усадьбы, от том времени, когда в Крыму пребывали великие люди, которые под впечатлением крымских красот создали свой великие произведения, а также о том времени, когда Крымский полуостров, в частности его Южный Берег, не был так обжит и изучен, как сегодня. В наши дни, эти знаменитые Байдарские ворота – это уникальный архитектурный памятник, к которому может прикоснуться каждый турист и почувствовать их могущественность.

ФотокрасивыхместКрыма

Перевал Байдарские ворота — символичный архитектурный памятник, являющийся связующим звеном между ЮБК и одноименной долиной. Эту достопримечательность соорудили в честь завершения строительства дороги, ведущей к Севастополю. Возведение каменной горы было закончено в 1848 году. Проект памятника принадлежит одному из самых лучших архитекторов Ялты.

Проезжая по шоссе Ялта — Севастополь, можно сделать остановку, чтобы полюбоваться очаровательным видом поселка Симеиза. Это небольшой населенный пункт городского типа на южном берегу Крымского полуострова, с многочисленными живописными улочками и прекрасными видами. Как добраться до Байдарских ворот, будет сказано в конце статьи.

Описание памятника

Байдарские ворота - это высокая постройка из камня, со сложной конструкцией, с небольшими колоннами и великолепной смотровой площадкой на крыше. Из такого же камня с двух сторон сооружения установлены тумбы, выполненные по традиционному образцу. В одной из них раньше находилось служебное помещение в 30 квадратов. Сегодня окна и двери в этой части памятника «Байдарские ворота» замурованы.

На крышу ворот ведет специальная лестница. С высоты можно увидеть не только красивейший вид на Черное море, но и невероятно живописную Байдарскую долину, а также красивые горы и зеленые заросли многочисленных растений.

Форосский храм

Удивительная святая обитель открывается взору всем путешественникам, посетившим Байдарские ворота. Церковь Вознесения Христова расположена немного ниже дороги. Основана она в 1892 году на средства богатого купца Александра Кузнецова. Сам Александр был потомком одного из зажиточных и влиятельных людей - торговца Алексея Губкина. В России он считался самым надежным поставщиком вкусного чая. Ходят слухи, что основанием для постройки храма стала жуткая авария поезда на станции Борки, недалеко от города Харьков. В момент крушения состава вагон, в котором ехало царское семейство, перевернулся, но с венценосными особами, к счастью, ничего не случилось, и все остались живы. В связи с этим богач Кузнецов и решил основать храм спасения царской семьи.

Талант в строительстве церкви проявил архитектор из Петербурга Федор Чагин. Иконы, которые были представлены в храме, написали знаменитые художники: академик искусств Кормухин А. И., член многочисленных выставок картин Маковский, специалист витражного дела Сверчков. В известной мастерской итальянского специалиста по маленьким частицам создавался пол из мозаики, который потом перенесся в храм, а внутренние стены были украшены узором в византийском стиле. Через определенное время - в советское время - церковь закрыли. В здании обустроили склад, а потом и ресторан для проезжающих мимо. После закрытия церкви все редкие иконы были развезены по разным храмам, а картины сожгли были прямо на полу из мозаики. В настоящее время Форосская церковь Воскресения Христова прошла реставрацию и пребывает в прекрасном состоянии.

История Байдарских ворот

На смотровой площадке ворот можно сделать красивейшие фотографии на фоне очаровательной долины и прекрасного моря вдалеке. Именно ради созерцания этих чудесных красот и делают небольшую остановку проезжающие туристы.

В начале XX века, когда путь от Севастополя до Ялты был гораздо длиннее, все путешественники делали ночную остановку для отдыха. Если ехали в Ялту на лошади, то выезжали ранним утром, а прибывали в город уже ночью. Так как такая поездка давалась нелегко, на перевале делали остановку.

В то время здесь располагались две гостиницы. Одна находилась за воротами, а вторая - слева. На этом месте основали почтовую базу, рядом построили небольшой ресторан, где можно было перекусить. Один из путеводителей описывает ту местность, где располагались эти строения, роскошной и в то же время жалкой. Дело в том, что стоимость всех предложенных услуг была высокой, а качество обслуживания - отвратительным.

Ресторан у Байдарских ворот

Через некоторое время все ночлежки были убраны с территории перевала, а ресторан до сих пор пользуется огромной популярностью у туристов. Сейчас он носит название «Шалаш». Байдарские ворота многие посещают только ради того, чтобы отведать здесь вкуснейших блюд в столь необычной обстановке.

Отсюда открывается потрясающий вид на Форос и Черное море, а также можно рассмотреть удивительную Кильясскую церковь. Заведение по своеобразному строительному стилю и расположению считается самостоятельной достопримечательностью, где можно сытно и вкусно покушать, созерцая окружающие красоты. От посещения этого места остаются только самые приятные и положительные впечатления. Ресторан отлично подойдет для проведения всевозможных мероприятий, посиделок в дружеской компании, корпоративных совещаний и роскошных свадеб. Время пребывания в данном заведении скрасит доброжелательный персонал и дружеская атмосфера. В ресторане невысокие цены, но великолепный сервис.
В начале войны Байдарские ворота были подорваны. Тогда они являлись единственным выходом на Севастополь. А позднее там был установлен памятник партизанам.

В прошлом практически все передвигались на лошадях, и они являлись единственным вариантом сообщения на дорогах Крыма. В основном все выезжали из города Севастополя после заката, чтобы на рассвете быть у Байдарских ворот. Перевал указывал на средину пути между Севастополем и Ялтой.

Байдарские ворота в кинематографе

Короткий фрагмент, на котором заметны Байдарские ворота, можно увидеть в фильме «Приключение Буратино». Один из эпизодов был снят на смотровой площадке достопримечательности.

Как доехать до перевала

Для отдыхающих в Крыму добраться до этой местности легко и просто. Ехать можно на собственной машине или же воспользоваться услугами такси (но это может дорого обойтись), автобусом или на велосипеде. Заблудиться по пути не получится, дорога к воротам одна. Двигаться необходимо по шоссе Севастополь — Ялта, проезжая небольшой поселок Форос. Путь проходит именно под воротами, а большое скопление машин и людей покажут, что вы добрались до пункта назначения.

В Ялте и Севастополе имеются места продажи экскурсионных билетов, поэтому добраться до ворот можно на экскурсионном автобусе. Вы сможете не только разглядеть все исторические места, но и узнать интересные факты об этой местности. Если все же соберетесь поехать на маршрутке, то отправление будет с автовокзала города. Добраться можно с вокзалов Севастополя и Ялты.

Самое вкусное пиво в Крыму варят в Орлином, сказал Стас, мой севастопольский знакомый, - это живое пиво и его продают только на разлив.
Этот факт стал еще одним важным поводом для посещения Байдарской долины. Все туристические фирмы Крыма в один голос заявляют, что Байдарские ворота - должен увидеть каждый!
Ворота мы увидели, а вот пиво я так и не попробовал. К сожалению.
Долина находится всего в 25 км. от Севастополя. Долина не большая - 16 км. в длину, 8 км. в ширину. Тем не менее, вся территория долины входит в состав крупнейшего в Крыму заказника Байдарский. Всю долину, которая расположена на высоте 300-400 метров окружают горы 700-800 метровой высоты. В центре долины - "большое" по крымским меркам Чернореченское водохранилище. Никакого отношения к водному туристическому транспорту Байдарская долина не имеет. Байдары - это прежнее татарское название самого крупного села долины - Орлиное.


Не смотря на то что в долина еще со времён греческого Херсонеса использовалась в качестве кратчайшего пути на ЮБК, сегодня регулярный автотранспорт совершает сюда маршруты только из Севастополя. Почему, мы узнали позже.
А вначале было наше севастопольское "выхино" - "Пятый километр", от которого идут не очень частые автобусы и маршрутки в населенные пункты Байдарской долины. Времени изучить полностью все достопримечательности долины у нас не было, поэтому мы решили совершить восхождение на Лысую гору, а затем подняться к Байдарским воротам.

Лысая гора, как оказалась, совсем не лысая. Лишь самая вершина свободна от деревьев и кустарников. Пройдя пару километров по тропе в гору, дети запротестовали идти дальше - "по лесу, где много всяких гадов, насекомых и клещей". Мне и самому в лесу не совсем комфортно. То ли дело тундра! Наверное поэтому, нам всем больше нравится яйла с её степной растительностью. Но до яйлы еще надо дойти. От Орлиного до Байдарских ворот, что-то около 4 км. в гору. Совсем детское расстояние, после наших айпетринских маршрутов, которые еще свежи в памяти. Дочка несколько раз брала с меня слово, что мы больше не будем ночевать "где попало" и ходить по 25 км.

По пути от Орилного до Байдарских ворот 2 родника.

Ворота открылись неожиданно. Вдруг. Это была седловина перевала. Дальше начинался спуск. На перевале и вправду стоят ворота, в виде арки. Но вначале мы увидели лоточников и сувенирные киоски, которые расположились около ресторана "Шалаш". Вполне приличное, заведение с претензией на пафосность. От "Шалаша" ведет тропинка на вершину яйлы. В силу отсутствия деревьев уговариваю детей подняться наверх. Картина завораживающая. С одной стороны- панорама Байдарской долины, с другой - черноморское побережье в районе Фороса. Зрелище ничуть не уступающее айпетринскому. Со стороны побережья на высоте примерно 400 метров на уступе белеет белоснежная форосская церковь, которая придает пейзажу совершенную законченность. Во время спуска я понял почему сюда маршрутки не ходят. Перевал Байдарские ворота, близнец айпетринского, только ниже. Такой же крутой серпантинный спуск, который в непогоду делается очень опасным.

Байдарская долина

Байдарские ворота

Спускаемся к церкви. Её построил местный купец Кузнецов, в конце XIX века в честь чудесного спасения Александра III, который чуть не погиб при крушении поезда под Харьковым. Как я уже успел заметить крымские торговцы, виноделы, и владетели поместий, были отчаяными меценатами. Вкладывали в инфраструктуру, церкви, парки гигантские суммы. Именно им мы обязаны почти всем сегодняшним архитектурным достопримечательностям Крыма.

Спуск показался нудным и долгим и вывел в итоге нас на трассу Ялта-Севастополь. Не вдалеке указатель - "Санаторное". Карта показывает, что по берегу из Санаторного можно дойти до Фороса, из которого маршрутки ходят в Севастополь. Снова накручиваем нескончаемые кольца серпантина. Выходим к шлагбауму. Парень в военной форме сообщает нам радостную новость - проход закрыт. Возвращаемся обратно. По пути нас встречает пожилой местный житель, который, в свою очередь, также сообщает нам новость. Даже две. Если мы свернём налево выйдем к детскому оздоровительному лагерю "Комарово", то сможем спустится к морю (это была хорошая весть). Новость плохая заключалась в том, что "Понастроили тут, не пройти не проехать. А раньше рыба по рупь была....". Одним словом по берегу до Фороса нам не добраться. Ужасно хотелось купаться поэтому мы не смотря на то, что надо было возвращаться к трассе и оттуда идти в Форос, спускаемся к морю. Вода - благодать. На пляже никого. Хотя тоже понятно почему - чужие здесь не ходят. С одной стороны пионерлагерь, с другой элитные коттеджи и полудворцы. В 3 км. от Санаторного госдачи в одной из которых находился под домашним арестом Горбачёв в августе 1991 г., а нынче там находится госдача Президента Украины.

Форос

Трасса Севастополь-Ялта

Форос уникальное место. Даже для Крыма, где большинство мест тоже уникальны. Здесь расположен по мнению многих самый красивый парк "Парадиз". Форос считается самым солнечным местом Крыма. И Форос это самая южная его точка. А еще Форос - это элитный, спокойный отдых. По крайней мере, так его позиционируют местные санатории и отели. Но всё это я узнал позже. А пока было просто наслаждение видами, морем и солнцем. Для себя я сделал вывод, что Форос в разы лучше Ялты. Горы здесь почти вплотную подходят к берегу и закрывают его от ветров, создавая особый микроклимат и превосходнейший пейзаж.

Но как бы ни был прекрасен пустынный пляжный берег фороского побережья, нужно было идти в сам посёлок, в котором располагается автовокзал, и до которого оставалось еще добрых 5 км. Как же радовались дети когда уселись в автобус. Хоть я и обещал дочке много не ходить, всё равно вышло не меньше 20 км. Но это была наша крайняя пешая вылазка, на следующий день мы уже колесили по ЮБК на машине.