Во ле виконт или замок фуке. Замок и парк Во-ле-Виконт — как добраться из Парижа, Франция Ансамбль дворца и парка во ле виконт

Я наконец сподобилась написать про посещение Во-ле-Виконта, замка рокового для его владельца - сюринтенданта финансов короля-Солнце Николя Фуке. Все, кто читал или смотрел "10 лет спустя, или Виконт де Бражелон", знают, что замок этот был предвестником Версаля. Именно с его конфискации началось строительство королевской резиденции. Именно авторы Во-ле-Виконта: Луи Лево, Шарль Лебрен и Андре Ленотр - были главными строителями Версаля.
Доехать до замка очень просто: от Лионского вокзала до вокзала Мелена (gare de Lion - Melun), а от вокзала ходит автобус до замка, расписание которого есть на официальном сайте замка. Замок находится в частном владении, стоимость билета сравнима с тем же Версалем, но он стоит этих денег (хотя с этим не все согласны))).
Если вы не успели утром покушать и прибыли в замок прилично оголодавши, можете сразу подкрепиться в местном кафе:


Мы скушали там по невероятно нежной свиной рульке с картошкой фри. Очень сытно и очень вкусно!
После кофе на террасе пошли мы дальше, смотреть замок. Сначала проходите через этот двор



и, пройдя под аркой, поворачиваете направо, в бывшие конюшни замка, где сейчас находится музей экипажей.


Конюшни достаточно большие по протяженности, и экспонатов там не мало. Старинных карет времен Фуке нет, все более позднее, но все равно очень интересно.


Очень понравились помещения с обстановкой:


Сам замок очень маленький по сравнению со своим младшим братом, но он невероятно красив своей полной симметричностью и компактностью. И он более домашний, чем помпезный Версаль.


Задержимся на ступеньках входа


Итак, мы внутри. Ну что же, начнем впитывать дух опального замка, за строительство которого Фуке поплатился свободой. Вот сам сюринтендант финансов.


А вот молодой король, который позавидовал богатству своего министра. Не безосновательно позавидовал между прочим: королевская казна в это время пустовала, а министр, понимаешь, такие праздники закатывает в своем новом имении.


И кардинал Мазарини, при котором Фуке начал проворачивать финансовые махинации с казной, не забывая отстегивать и кардиналу, и королевской казне, ну и себе любимому)))


Архив в прихожей сюринтенданта, принадлежавший следующему владельцу замка - маршалу де Виллару. Надо сказать, что конфискованный дворец через 10 лет был возвращен супруге Николя Фуке, но возвращен уже в разграбленном виде: все ценности были перевезены в строившийся Версаль. А после смерти сына Фуке замок перешел во владение маршала де Виллара. В архиве на коробках надписи: земли сеньории Во-ле-Виконт, земли сеньории Бланди и Муазене и другие.

О! Тут получилось поймать в кадр девочку в платье принцессы))) На входе для детей можно попросить костюмы. Там были еще два мальчика в костюмах мушкетеров, но поймать их в кадр было не возможно, они носились по комнатам как угорелые)))


А мы попадаем в следующую комнату: кабинет Фуке. Фотка получилась плохая, уж простите (((


За кабинетом идет спальня Фуке, которая потом была и комнатой маршала Виллара в 1705 году, ну и остальные владельцы тут пожили)))

Потолок и гобелены спальни.


Кто помнит про остров Бель-Иль, где нашел свою смерть Портос в погоне за Арамисом? Это план цитадели Бель-Иль, которую также построил Фуке, не сам, конечно, булыжники ворочил, но был владельцем и платил точно он)))

Дворцово-парковый ансамбль Во-ле-Виконт (1655-1661) расположен примерно в 50 км от Парижа, около Мелена. Во-ле-Виконт, во многом предвосхитивший ансамбль Версаля, был построен не для короля, а для генерального контролера финансов Н. Фуке, образованнейшего человека того времени. Его друзьями были, например, Мольер и Лафонтен, художники, зодчие, что, в принципе, и позволило ему создать Во-ле-Виконт. Фуке стал главным управителем финансами Франции после смерти кардинала Мазарини и надеялся стать премьер-министром. Его личные огромные средства позволили ему начать строительство в Во-ле-Виконт грандиозного замка и садов.

Создателями этого произведения зодчества были архитектор Луи Лево (1612-1670), мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613-1700) и живописец Шарль Лебрен (1619-1690), участвовавший в отделке интерьеров дворца и росписи плафонов.

Замок Во-ле-Виконт - одно из самых ярких произведений французской классической архитектуры XVII века. Дворец стоит на островке, окруженном наполненным водой рвом, и соединен с остальной частью сада подъемным мостом. В архитектуре дворца Во-ле-Виконт еще сохранены некоторые традиционные черты французского зодчества, но явно преобладают классицистические архитектурные принципы.

Замок имеет три этажа. По широким лестницам парадного двора можно попасть в торжественный входной зал, потом в Большой салон - высокий овальный зал. К Большому салону примыкает изысканно декорированная королевская спальня. В некоторых залах первого парадного этажа расположены восковые фигуры, изображающие Фуке, короля и придворных. На втором этаже жилые комнаты скромнее. На цокольном этаже располагались кухня, кладовые, винные погреба и прочие служебные помещения.

Дворец - главная составная часть ансамбля - вместе с парком представляют единое целое. Так, Большой овальной зал, выполненный в барочно-классицистическом духе, впервые стал центром композиции не только дворца, но и ансамбля в целом: он находится на пересечении основных планировочных осей ансамбля (главной парковой и поперечных аллей).

Парковый ансамбль Во-ле-Виконт - первый образец строго регулярного стиля. Итальянские парки традиционно устраивались на террасах с искусственными водоемами, каскадами и фонтанами. Французский сад симметричен относительно главной оси, ориентированной на дворец. Для него характерны строго геометрический план и изысканная скульптура. Английский сад - пейзажный, в своей композиции он как бы следует живой природе.

В Во-ле-Виконт зеленые насаждения идеально подстрижены. Территорию парка расчленяют аллеи, дорожки на четкие, геометрические объемы. Идеально держат форму цветники, расположенные с внешней стороны партеров (посадки в парке заключены в прямоугольные, квадратные и круглые формы).

Композиционно дворцово-парковый ансамбль можно разделить на три части: замок с парадным двором, сад с цветниками, беседками, фонтанами, лесопарк. Обширный партер длиной 1200 м расположен по обеим сторонам дворца до статуи Геркулеса. На заднем плане возвышаются гроты и скульптуры животных. Рядом с замком разбиты цветочные партеры сложного рисунка на фоне зелени большого партера. Здесь же можно видеть и партеры с арабесками - орнаментом из низкостриженого кустарника. Есть в Во-ле-Виконте партеры со скульптурой, фонтанами. А партер-газон визуально завершает композицию парка - он простирается перед скульптурой Геркулеса.

Боскеты и партеры образовали залы под открытым небом. Поперек главной оси сада проложен Большой канал, который нужно обходить вокруг или пересекать на лодочке. Другой канал окружает замок и выполняет чисто декоративную функцию. Замок окружает лесопарк с многочисленными уютными полянами. Лесопарковая зона незаметно сменяется лесами и полями охотничьих угодий.

Во дворце часто устраивались приемы. 17 августа 1661 года замок посетил король Людовик XIV. "Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум, и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы", - писал А. Дюма в книге "Десять лет спустя". Король был просто ошеломлен увиденным и испытал чувство унижения оттого, что сад его подданного превосходит своей красотой королевский. Он отказался принять приглашение Фуке провести ночь в специально приготовленных апартаментах и отправился назад в Фонтенбло, предпочтя провести ночь в экипаже.

Через три недели Фуке был обвинен в расхищении казны и арестован. Так бывший министр финансов вместо замка Во-ле-Виконт оказался в заточении в маленькой крепости Пиньероль, где и находился до конца своих дней. А министром финансов был назначен Жан Батист Кольбер. Все художники Во-ле-Виконта во главе с Лебреном были взяты на службу к королю.

То, что осуществил Фуке в Во-ле-Виконте, король захотел воспроизвести в большем масштабе в своей загородной резиденции - Версале. После Во-ле-Виконта он обнаружил, что Фонтенбло слишком старомодно, Париж король ненавидел, Тюильри и Сен-Жермен были для него слишком малы. В 1662 году Людовик XIV поручил Ленотру создать проект сада в Версале. Этот сад создавался поэтапно, в течение 50 лет. Но в основе Версаля все же лежали замок и сады Во-ле-Виконта.

Арестовав Фуке в 1661 году, король распорядился вывезти все лучшее, что было во дворце и парке (гобелены, мебель, посуду, скульптуру), в Лувр и Версаль. С тех пор замок и парк переходили от одного владельца к другому. В 1875 году владелец замка Шуазель Праслен решил сломать здание и продать участки под сады. Только по счастливой случайности об этом узнали знаток и любитель искусства богатейший сахарозаводчик Франции Альфред Сомье и его жена - дочь историка Проспера де Баранта. В 1875 году господин Сомье купил замок, пребывающий в плачевном состоянии. От его коллекций остались только два стола из мрамора и резного дерева, и то только потому, что никто не мог сдвинуть их с места из-за огромного веса. Знаменитые сады замка одичали.

Господин Сомье истратил большую часть своего состояния на реставрационные работы и покупку старинной мебели. Он долго отказывался проводить там даже электричество, опасаясь, что это новшество может привести к пожару. Лишь в 1900 году шефу жандармерии Мелуна удалось доказать, что лампы, имеющиеся в замке, более опасны для деревянной мебели и картин. Когда Альфред Сомье умер, реставрация дворцово-паркового ансамбля была почти завершена. В 1965 году Во-ле-Виконт вместе с лесопарком получил статус государственного заповедника.

Дата публикации: 23.05.10

1641. Двадцатишестилетний парламентарий Николя Фуке приобрел феодальное поместье Во ле Виконт Франция . За двадцатилетие он сделал строение, а также окружающий его сад уникальным шедевром. Впервые исторически дальновидный владелец объединил таланты архитектора Луи Лево, художника-декоратора Шарля Лебрена, садовника Андре Ленотра.

1661. Став жертвой заговора, Николя Фуке был приговорен к пожизненному заключению. Король Людовик XIV опечатал замок Во ле Виконт, отобрав большую часть имущества, включая даже апельсиновые деревья.

Интересно. В 1998 году территория шато, служившего резиденцией Людовика XIV, была предоставлена для съемок фильма "Человек в железной маске".

Было потрачено десять лет на попытки мадам Фуке совместно со своим старшим сыном восстановить поместье. В 1705 после смерти сына она вынуждена отказаться от любимого творения мужа.

Маршал Франции де Виллар стал собственником архитектурного шедевра даже без осмотра, наслаждаясь его очарованием длительное время. С 1764 Дюк де Праслен, его потомки обладали дворцом Фуке Во ле Виконт более одного века, категорически отказываясь его продавать.

К июлю 1875, когда дворец опустел, а стилизованный а-ля-франс парк казался далеким воспоминанием, имение было выставлено на аукционные торги. Любитель искусства Альфред Соммье приобрел, начав целеустремленную деятельность по реставрации первозданной красоты. После его смерти эта задача легла на плечи прямых наследников, Патрис и Кристины-де-Вогюэ. Их внуки продолжают начатое более 140 лет назад дело.

Достопримечательности Во-ле-Виконт

  • Замок во Франции Во-ле-Виконт доступен для рассмотрения по четырем уровням, оформленным, как если бы парламентарий, члены его семьи недавно ушли. Первый этаж турист проходит от большой Квадратной Комнаты до Салона Муз. Здесь расположены интерьеры стилистики барокко. Второй этаж занимают апартаменты супружеской пары Николя Фуке, украшенные произведениями декорирования особняка семнадцатого века. В подвалах происходит погружение в закулисную жизнь: «Зал для прислуги», кухни, погреб. Находясь на круглой площадке купола можно рассмотреть все окрестности с высоты более 25 метров над землей.
  • Классический парковый ансамбль занимает пятьсот гектаров, огорожен тринадцатикилометровой стеной.
  • Сад Во-ле-Виконт представляет собой фундаментальный образец французского флористического стиля. Гений создателя Андре Ленотра объединил первый раз на большие масштабы все наработанные технические, научные, художественные произведения своего времени из области садового искусства. Существуют два маршрута прогулки. Для младшей возрастной категории организовано свое поле, где они гуляют, отвечая на вопросы занимательной игры.
  • Музей экипажей представляет коллекцию красивых старых моделей авто, экипажей при больших конюшнях дворца Во-ле-Виконт . Кареты, колесницы, лошади ожили благодаря золотым рукам кузовных дел мастеров.

Чем знаменит дворец

  • Комната муз посвящена девяти греческим покровительницам творчества. На потолке располагается произведение Шарля Лебрена – восьмиугольная масляная картина размером 4м на 4 м «Торжество верности», отголосок верности Фуке королю Луи XIV времен противоправительственной Фронды.

Исторический факт. Комната имеет помост, послуживший сценой Мольеру с его театром 12 июля 1661 для представления «Школы мужей» перед членами приглашенной королевской семьи. Потолок этой ниши украшает второй масляный холст Лебрена «Ночь».

  • По субботам с 6 мая по 7 октября 2017, организаторы предлагают своим посетителям Вечера при свечах: мерцание двух тысяч свечей освещает поместье, растительные композиции, водные каскады. Новшество этого года: к завершению вечера посетитель, выбранный по жребию, будет иметь возможность дать старт началу фейерверка к 23.00.
  • Водные представления, при которых задействованы все многочисленные бассейны, фонтаны, каскады проводятся каждую вторую и последнюю субботы с 13 мая по 30 сентября, с 15 до 18 часов: уникальный момент для созерцания французской красоты.

Как добраться

На общественном транспорте

5 рейсов ежедневно между Парижем и Vaux-le-Vicomte с Восточного вокзала: необходимо сесть на поезд линии P (направление Прованс) от Восточного вокзала. Доехать до железнодорожного вокзала SNCF. Поезда курсируют каждые 60 мин, продолжительность 35 минут (на сайте SNCF можно просмотреть график в направлении P).

Затем взять трансфер Châteaubus. Автобус находится перед выходом из вокзала. Внимание: оплата наличными!

Возможно заказать такси от станции Мелён до пункта назначения Во-ле-Виконт (расстояние: 8км).

Внимание! Для собственной безопасности советуют отдавать предпочтение официальным комфортабельным такси.

На автомобиле (бесплатная парковка)

50 минут от Парижа по трассе А4 или А6, а затем № 104 и A5 в направлении Труа (Выход № 15-Сен-Жермен-де-Лаксис) Расстояния: из Парижа - 50 км, от станции Мелён - 6 км, от Фонтенбло - 20 км, от аэропорта Орли - 40 км, от аэропорта Руасси-Шарль-де-Голль - 55 км.

Трансфер из столицы

Париж –Во-ле-Виконт – Фонтенбло – Париж

Пакет включает проезд туда/обратно от центра столицы (2-ая улица Пирамид – 1-ый округ) + экскурсии с аудио-гидом: замковые сооружения Во-ле-Виконт и Фонтенбло. Отъезд 9.15 – возвращение18.15, ежедневно с 25 марта по 31 октября, кроме вторника.

На автомобиле ВИП-обслуживания

Перевозки на роскошном автомобиле с частным водителем из Парижского отеля и обратно, включая проведение всех предлагаемых экскурсий:
Цена от 151 EUR за человека (в зависимости от количества человек).

На вертолете агентства Euroscope

Вылет – 10.00. Длительность полета – около 4 часов.

Стоимость из Парижа до Во-ле-Виконт – 899 EUR;

Стоимость полета в прямом и обратном направлении – 1282 EUR.

Экскурсии в Во-ле-Виконт

Часы работы

  • начало работы – 10.00;
  • кассы работают до 17.00 (покупка билета во внутреннюю экспозицию), до 17.30 (покупка билета в сад);
  • последний заход в замок - 17.15;
  • закрытие - 19.00.

В дни вечеров при свечах (вторая и последняя субботы месяца):

  • начало работы – 10.00;
  • кассы работают до 23.00;
  • последний заход - 23.30;
  • закрытие - 24.00.

С 25 ноября 2017 по 7 января 2018 все выходные дни, а также школьные каникулы, исключая праздничные дни:

  • начало работы – 11.00;
  • кассы работают до 17.45 (кроме 24 и 31 декабря – 16.45);
  • последний заход в замок - 18.00 (исключая 24 и 31 декабря – 17.00);
  • закрытие - 19.00.

Стоимость указана в EUR

Мероприятия

Ежедневно (по графику работы)

Дни вечеров при свечах

экскурсии во время событийных мероприятий (Пасха, Новый год, Рождество)

Экскурсия в Во ле Виконт с прохождением замка, сада и музея экипажей

взрослые от 18 лет

льготный тариф для студентов

дети от 6 до 17

бесплатно

семьи (2 взрослых и 2 детей от 6 до 17 лет или 1 взрослый и 3 детей от 6 до 17)

инвалиды

Экскурсии по саду

взрослые и дети до 18

инвалиды

Парковка

бесплатно

Address: 77950 Maincy, France
Phone: +33 1 64 14 41 90

Панорама усадьбы

Более 5000 замков, некогда разбросанных по территории самой «замковой» страны мира, уже исчезли с лица земли, не пережив сражений и революций, разорения и безжалостного времени. До нашего времени дошло лишь 4969 строений, различных по стилю, убранству и размеру.

Мало что из них может сравниться по красоте и величию с Версалем, обошедшимся Франции в четверть миллиона луидоров.

У роскошной резиденции Короля-Солнце есть лишь один конкурент – классическая усадьба Во-ле-Виконт (Vaux-le-Vicomte), построенная в предместьях Фонтебло гениальными Луи Лево, Шарлем Лебреном и Андре Ленотром.

История создания замка Во-ле-Виконт и паркового ансамбля

В 1653 году амбициозный аристократ Николя Фуке, преуспев благодаря торговле в заморских краях и выгодным сделкам на территории Франции, добрался до самого верха карьерной лестницы. Вспомнив о своем давно забытом поместье и не преминув воспользоваться королевской казной, супериндентант финансов затеял грандиозную реконструкцию замка Во-ле-Виконт.

Работа, длившаяся с 1658 по 1661 год, была поручена модному в XVII веке трио – ландшафтному дизайнеру Андре Ленотру, архитектору Луи Лево, приложившему руку к строительству Лувра, и художнику по интерьерам Шарлю Лебрене. Их стараниями скромная усадьба превратилась в крупнейший на то время особняк во Франции, окруженный великолепными садами в стиле барокко. Внутренние же помещения заполнили изысканные фрески, изображавшие нимф, и произведения искусства, доставленные из колоний.

Восковой образ железной маски

Но судьба недолго благоволила к человеку, взявшему не по чину. В 1661 году Николя Фуке, планируя торжественный прием в честь Людовика XIV, продемонстрировал свой немалый скарб. В то время как драгоценные блюда из Лувра были переплавлены на монеты для оплаты военных расходов, по каналам Во-ле-Виконта скользили позолоченные гондолы, а его столы украшали золотые салатницы.

Монарх, ослепленный блеском ворованного злата, отказался остаться в гостях на ночь и отправился в Фонтенбло.

Три недели спустя незадачливый аристократ, посмевший бросить тень на Короля-Солнце, был арестован мушкетерами по обвинению в хищении государственной казны. Приговоренный к пожизненному сроку и лишенный связи с внешним миром, он окончил свои дни в Пиньероле.

Резиденция была изъята в доход государства, а все ее роскошное убранство перекочевало в Лувр, а затем в Версаль, созданный по образу и подобию детища Николя Фуке.
С той поры особняк не раз менял владельцев и названия, успев побывать Во, Во-Виларом и Во-Прасленом.

В 1875 году он едва избежал участи быть проданным по частям и лишь благодаря участию сахарного магната Альфреда Сомье вновь обрел былую славу.

Теперь дворец, пребывающий в частной собственности, открыт для посещения. Среди его интерьеров и экстерьеров снимали сцены из «Человека в железной маске».

Экскурсия по дворцу — богатое убранство и исторические персонажи

Пышная резиденция, защищенная рвом

Дворец Во-ле-Виконт, попадающий в поле зрения сразу за линией ворот, представляет собой строгое трехэтажное здание, опоясанное глубоким рвом.

Лишь с южной стороны дворец окружают зеленые сады, усыпанные скульптурами и фонтанами.

Сооружение, построенное в стиле французского классицизма, венчает высокая покатая крыша.

В ее центре возвышается луковичный купол, оформленный пилястрами и фронтоном.

По подъемному мосту, пересекающему ров, гости замка попадают в парадный двор.

Широкие лестницы ведут в торжественный входной зал, где и начинается экскурсия. Два гобелена, украшающие его стены, были созданы по заказу Шарля Лебрена в местной мастерской. Позднее по приказу Людовика XIV она была реорганизована в Королевскую мануфактуру гобеленов.

Путь посетителей лежит через овальный Большой салон, с которым граничит роскошная королевская опчивальня, оформленная в пафосном стиле Людовика XIV.

Именно отсюда, если верить Дюма, был похищен и обменян на брата, «Железную Маску», славный французский король.

Потолки спальни Фуке, Салона Муз и Комнаты игр украшают росписи Лебрена, а сами залы – многочисленные восковые фигуры, олицетворяющие Николя Фуке, короля и его свиту.

Комнаты второго этажа оформлены гораздо скромнее: их исконное убранство, как и большая часть сокровищ дворца, было конфисковано в дни преследований Фуке.

Помещение кухни

На цокольном ярусе расположены похожая на пещеру кухня, оставшаяся неизменной с XVII века, кладовые, винные погреба и помещения для прислуги.

Таинственные лабиринты подземных ходов соединяют эту часть замка с парком.

С колокольни, возвышающейся над центральной частью особняка, открывается великолепная панорама садово-паркового ансамбля.

В одном из открытых для посещения залов представлена переписка суперинтенданта финансов, короля Франции и вереницы последующих владельцев.

Видео, запечатлевшее интерьеры замка под классическую музыку :

Прогулка по парку в стиле барокко

Роскошный парк Во-ле-Виконт в стиле барокко, являющийся гордостью поместья, превратил сына садовника Тюильри в любимого ландшафтного архитектора Людовика XIV. Сады, построенные для суперинтенданта финансов, стали первым серьезным делом Андре Ленотра и черновым наброском для создания зеленой зоны Версаля.

Для того чтобы освободить пространство для кружевных цветочных клумб, широких каналов и водных партеров, потребовалось разрушить три окрестные деревни, уничтожить сотни акров леса и даже сместить русло реки.

Витиеватые клумбы и фонтаны

Композиционной осью парка является дорога, ведущая от южного фасада дворца через центр трех невысоких террас. Минуя каналы поперечных осей и массивы боскетов, она приводит к преобразованному руслу реки с каскадом и гротом и замыкается кульминационным узлом – архитектурно оформленным холмом.

Декоративное украшение террас дополняют фонтаны, вазы с цветами и скульптуры. Сердцем пейзажной композиции, занимающей 100 га и рассчитанной на проведение грандиозных приемов, считается дворец.

Дворцовая панорама

Его строгий силуэт, созданный в духе средневековых оплотов, виден со всех концов парка. В зеленом «легком» поместья не брезговали выступать и именитые друзья Фуко – Лафонтен и Мольер. На территории парка также расположен Музей экипажей.

Обзор усадьбы на видео с высоты птичьего полета:

Как добраться — поездом, автобусом, машиной

От Лионского вокзала Парижа до Мелена, расположенного в 7 км от Во-ле-Виконт, курсируют поезда Transilien (www.transilien.com ) . От станции Châtelet-Les Halles до Мелена можно добраться посредством RER D . Время в пути составляет от 25 до 50 минут в зависимости от выбранного маршрута.

В выходные дни с апреля до 7 ноября сообщение между ж/д станцией Мелена и замком осуществляют автобусы Chateaubus (стоимость проезда в одну сторону – 3,5 €). Расписание их движения привязано к расписанию поездов из Парижа.

Для планирования поездок по Парижу и Иль-де-Франс удобен сервис vianavigo.com

В остальное время до замка Во-ле-Виконт придется добираться на такси (чтобы не испытывать сложностей в общении с водителями-франкофонами, проще всего воспользоваться русскоязычным сервисом).

Если вы едете в замок на машине из Парижа, двигайтесь по шоссе А4 либо А6, а затем по А5 до поворота на Сен-Жермен-Лакси. Координаты Во-ле-Виконт для GPS-навигатора: 48.568727000, 2.713580000.

Информация для туристов

Режим работы:

Замок Во-ле-Виконт, принадлежащий семье ле Вогюэ, открыт для посещений с 8 марта до 8 ноября.

Время работы: с 10.00 до 18.00 во все дни, кроме среды .

Стоимость входных билетов:

Взрослый : 16,50 €

Льготный (распространяется на детей с 6 до 16 лет, студентов и пенсионеров): 13,50 €

Детский (до 6 лет): бесплатно

Семейный тариф (рассчитан на семью — двое взрослых и двое детей): 54 €

Посещение сада: 8,50 €

Стоимость аудиогида составляет 3 €.

  • Здесь работают рестораны «L’Ecureuil» («Белка») , названный в честь дворянского герба Фуке и расположенный в одной из пристроек особняка, и «Les Charmilles» , находящийся в партере Дианы. Стоимость обеда составляет более 30 €, а детского меню – от 8,5 €. На территории дворцово-паркового ансамбля есть книжный и сувенирный магазины . Режим их работы совпадает с графиком работы поместья.
  • Во вторую и четвертую субботу с марта по ноябрь в парке проводится шоу фонтанов . Представление, длящееся с 15.00 до 18.00 , позволяет оценить эффективность старинных механизмов XVII века. Дождевая вода, поступающая в резервуар через старые акведуки, посредством силы тяжести распространяется по всей территории сада, взрываясь брызгами из фонтанов.
  • По субботам с 7 мая по 8 ноября в замке проводится «Вечер свечей» . Это яркое мероприятие, продолжающееся с 20.00 до 23.00 , служит напоминанием о роковой для Николя Фуке августовской ночи 1661 года. Как и века назад, залы и аллеи озаряет свет тысяч свечей и наполняют звуки классической музыки. Стоимость вечерней прогулки при романтическом освещении составляет от 13 до 19,50 €.

Больше полезной информации можно найти на официальном сайте достопримечательности www.vaux-le-vicomte.com.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы.
А. Дюма.
Десять лет спустя, часть V, глава XL
.


Эта история началась с зависти. Всесильный Людовик XIV позавидовал своему министру финансов Николя Фуке и на долгие годы упрятал несчастного в тюрьму. С тех пор многие французские историки считают, что Железная маска - вовсе не брат-близнец короля, как полагал Александр Дюма, а суперинтендант финансов и обладатель великолепнейшего дворца в Во ле Виконте Николя Фуке.



Именно дворец в Во ле Виконте вызвал наибольшую зависть Короля-Солнца, да такую сильную, что при постройке Версаля над Людовиком словно нависал призрак Во ле Виконта. Король всячески пытался превзойти Фуке, создавшего у себя одно из архитектурных чудес света. В результате сложилось парадоксальное мнение, что Версаль - лишь слабое подобие Во ле Виконта.



Во-ле-Виконт (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) — классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена в 1658—1661 для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV.


Николя Фуке



Если у Во-ле-Виконта и есть какой-нибудь недостаток, то это чрезмерная роскошь. Замок Во-ле-Виконт, из-за которого лишился сна «король-солнце», построил в 50 километрах от столицы самый богатый человек Франции — суперинтендант финансов Николя Фуке. «Творение трех Ле» спроектировал архитектор Лево, декорировал художник Лебрен, а сады перед замком разбил никому тогда не известный Ленотр (для этого пришлось стереть с лица земли три деревни).




В 1641 году 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного
.







Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца.


Архитектор Луи Лево


Шарль Лебрён,художник по инртерьерам





17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен.
.


Но вместо того чтобы польстить королю, устроенный в его честь праздник с ужином на золотой посуде и необыкновенными фейерверками больно задел самолюбие Людовика. Перед его глазами маячили обветшалый Лувр и собственная нищета, едва прикрытая геральдическими лилиями.



Монарх так и не лег в приготовленную для него постель и уехал на следующий день, не сказав ни слова благодарности. Как едко заметил Вольтер , «когда праздник начался, Фуке был на вершине мира, а когда закончился — стал ничем». Уже через три недели суперинтендант финансов был арестован капитаном королевских мушкетеров Шарлем д"Артаньяном.
Судьбы опальных олигархов и в XVII веке мало чем отличались от сегодняшних — судебное преследование, тюрьма и, если повезет, изгнание. На долю Фуке выпало пожизненное заключение в крепости Пиньерол


Король конфисковал Во-ле-Виконт; команда Лево, Ленотра и Лебрена перешла на постройку королевского дворца в Версале. Сам Фуке умер в заключении в 1680 году, но его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно.






Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян


Клод Виллар
После смерти сына Фуке замок перешёл к маршалу де Виллару, после него к Шуазелям. В 1840 году герцог Шуазель-Прален убил в замке свою жену; усадьба опустела на 30 лет.



К концу XIX столетия дворец пришел было в упадок, но тут на сцене появился меценат и промышленник Альфред Сомье, который купил Во ле Виконт и превратил его в один из наиболее выдающихся частных музеев Франции. Конечно, Сомье восстанавливал Во ле Виконт не только для Франции, но и для себя, но благодаря его стараниям выиграла именно belle douce France, получившая в подарок восхитительный дворцово-парковый комплекс.
Нынешний владелец замка и окружающего его поместья в 6000 гектаров французский сахарный король Жан Сомье — человек с куда более счастливой судьбой. Он свободен, здоров и охотно демонстрирует всем свое богатство, открыв Во-ле-Виконт для посетителей. Первое впечатление от замка — восторг. Все, как и 300 лет назад, и только спрятавшаяся у лесной опушки автостоянка ненароком напоминает, что на дворе уже XXI век.
Интерьеры парадных залов первого этажа — сплошь позолота, обилие картин и статуй.


На втором — жилые покои. С третьего этажа, ранее предназначавшегося для слуг, можно подняться на крышу, ремонт которой, как говорят хозяева, сущее разорение. А подняться непременно стоит — хотя бы ради того, чтобы полюбоваться открывающейся сверху панорамой.



Стоящее слева длинное здание — бывшие конюшни, где сегодня выставлено несколько десятков роскошных карет. Напротив — оранжереи. Это про них спустя полвека после посещения Во-ле-Виконта стареющий «король-солнце» с сожалением сказал своим придворным: «Ах, вы не пробовали чудесных персиков из оранжерей господина Фуке. Вы для этого слишком молоды».



Парк

Плансадово-паркового участка
Но все-таки самое лучшее, что можно увидеть сверху, — великолепный парк, послуживший образцом при создании версальского ансамбля. Его фонтаны, в середине XVII века казавшиеся чудом и восхищавшие всех королей и принцев Европы, остаются чудом и сегодня.



По выверенным с геометрической точностью парковым аллеям, обрамленным живыми изгородями и цветочными клумбами, Фуке лично сопровождал Людовика, сгорающего от зависти. Чувство, конечно, не самое лучшее, но каждый, кто побывает в Во-ле-Виконте, сможет понять юного короля.


Усыпанные мелким щебнем дорожки, по которым в наши дни посетители ездят на взятых напрокат юрких электромобилях, обрываются у берега широкого канала. Как и в прежние времена, по нему плавно скользят лодки в форме огромных лебедей. Желающие могут продолжить прогулку на другом берегу, поднявшись по зеленой подстриженной лужайке к белой беседке-ротонде в дальнем краю парка.


Во-ле-Виконт впервые со всей полнотой отразил традиции французского регулярного барочного сада с замком (или, если хотите, замка с садом). Вся композиция состоит из трех частей: замок с парадным двором и примыкающими службами; сад по другую сторону замка с цветниками, беседками, фонтанами и прочими устройствами для увеселения; лесопарк, окружающий замок и сад. Основу сада составляет обширный партер по обе стороны главной оси композиции.





Во партер протянулся на 1200 метров от замка до статуи Геркулеса, зрительно завершающей парк. Партер (французское "на земле") - это всегда плоская, регулярно распланированная часть сада. Элементы партера Во исключительно разнообразны.



Рядом с замком симметрично к главной оси лежат цветочные "кружевные" партеры сложного рисунка, четко выделяющиеся среди почти монохромной зелени остальной плоскости большого партера. В садах Во можно найти все основные разновидности партеров. Здесь есть и партеры с арабесками - сложным орнаментом, сделанным из низко стриженного кустарника; партеры со скульптурой, фонтанами, водные партеры и, наконец, зеленый ковер перед изваянием Геркулеса.



Отдельные элементы партеров разнообразны, композиционно выразительны сами по себе. В целом они составляют обширную стройную систему с ярко обозначенными пространственными доминантами. Формирование среды во французском саду идет по линии подчинения природы геометрическим формам, противопоставляемым свободным мягким линиям полей, лесов и рек.





Важное место в композиции барочного сада занимает вода. Блестящая выдумка Ленотра -

Большой канал, <¢er> идущий поперек главной оси. Его нужно не спеша обходить вокруг, любуясь при этом динамической сменой разнообразных пейзажей. Правда, для особо важных лиц была оставлена и маленькая "лазейка": канал можно было пересечь на лодочке, следуя вдоль главной оси.


Для этого в набережной канала есть специальные ступеньки. Особое место занимает канал, окружающий замок: он напоминает могучие рвы средневековых крепостей, хотя и стал чисто декоративным элементом.


Партеры и замок со службами окружены лесопарком. Высокая зелень деревьев похожа на стены, ограждающие ухоженные, филигранно отделанные партеры. Фрагменты парка, ограниченные вертикальной зеленью, называют боскетами. Они могут быть сформированы стриженными под стенку деревьями, высокими кустарниками, растениями, вьющимися по деревянным решеткам
.
Партеры и боскеты образовывали как бы залы, комнаты, уютные кабинеты под открытым небом. Зеленые уборы барочных садов немыслимы и без фигурно выстриженных кустарников и деревьев - "топиари". В Во пирамидки топиари тактично и выразительно подчеркивают основные членения большого партера.


Весь комплекс Во-ле-Виконта занимает площадь около 100 га, растянувшись с севера на юг на два с половиной километра. В эту территорию входит и лесопарк. Его пронизывают просеки, в нем есть уютные уединенные поляны. Границы лесопарка были весьма условными, он незаметно переходил в леса и поля охотничьих угодий.


Композиционный и смысловой центр Во-ле-Виконта - замок. Он принадлежит к числу лучших произведений французской архитектуры своего времени. Удивительно красивые пропорции замка и парадного двора перед ним, гармония форм и постройки в целом, ее деталей вызывают то неповторимое чувство эстетического наслаждения, которое человек испытывает в общении с шедеврами искусства.


Драгоценное ожерелье парка воспринимается как необходимая и неотъемлемая часть всего ансамбля Во. Ощущение единства построек и парка, гармония природы и архитектуры ставят ансамбль на важное место в ряду европейской архитектуры.

Замок имеет три этажа. Первый - главный этаж. Широкие лестницы курдонера ("почетного" или парадного двора) ведут в торжественный входной зал. Следуя дальше, посетитель входит в Большой Салон - высокий двусветный овальный зал, из которого раскрывается волшебная перспектива большого партера.

По сторонам двух главных помещений находится ряд других парадных залов. Самый важный из них - королевская спальня
.

Она примыкает к Большому Салону, изысканно декорирована, потолок ее сделан Лебреном. Фуке сам подбирал для этой спальни гобелены у знаменитого мастера Луки де Лейде. Именно из этой спальни, по версии Дюма, был похищен Людовик XIV и обменен на своего брата - "Железную маску"

Овальный зал
. В некоторых залах парадного этажа размещены группы восковых фигур, изображающих Фуке, короля и его двор. Может быть, этот прием и нарушает чистоту музейного показа интерьеров, но есть в нем и привлекательная сторона. Небольшие, удачно поставленные группы фигур дополняют ощущение полного романтики XVII века, которое испытываешь, находясь в замке
.

Изысканный вкус нигде не изменяет авторам интерьеров. Богатство пластики и цвета каждого из залов не противоречит гармонии архитектурного решения помещений и в то же время не нарушает композиционного единства всей анфилады. Второй этаж логично продолжает композиционный ряд залов первого этажа. Жилые комнаты здесь скромнее, но нисколько не уступают в отделке и мастерстве исполнения. Изящные, утонченные интерьеры первого и второго этажей представляют яркий контраст цокольному, служебному этажу.

Закулисная жизнь волшебного замка полна интереснейших подробностей. Об одной кухне (знаменитой французской кухне!) можно было бы написать целую поэму. Кроме того, цокольный этаж занят бесконечными кладовыми, дежурными комнатами стражи, винными погребами, наконец, таинственные подземные ходы уводят из замка в здания хозяйственных дворов и дальше - в парк, в лес, - кто знает, куда. Хозяйственные постройки стоят отдельного упоминания.


Внутри они строго рациональны, без ненужного декора. Что же касается внешнего вида, то они гармонично вписаны в ансамбль парка и замка, подчеркивая их значимость и не уступая в то же время в качестве оформления. Каждая деталь ансамбля Во, будь то наличник окна или колесоотбойная тумба, представляет собой маленький шедевр искусства. И это в немалой степени способствует тому неповторимому ощущению соприкосновения с прекрасным, которое остается после визита в Во-ле-Виконт.


Замечательное творение Ленотра и Лево оказало огромное влияние на развитие ландшафтной архитектуры #226;teau_de_Vaux-le-Vicomte%2C_septembre_2005_02.jpg border= ¢